Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Содержание

  • 1 Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  • 2 Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
  • 3 Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  • 4 Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  • 5 Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  • 6 Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
  • 7 Статья ТКРФ 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
  • 8 Полномочия комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
  • 9 РТК (Российская трёхсторонняя комиссия)
Содержание
  1. Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  2. Определение комиссии по регулированию. Состав комиссии
  3. Виды комиссий
  4. Протокол комиссии
  5. Функции трехсторонней комиссии по регулированию СТО
  6. Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
  7. Оцените материал
  8. Другие мероприятия
  9. Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  10. Что такое комиссии по регулированию
  11. Виды комиссий
  12. Постоянные и временные комиссии
  13. Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  14. Что такое трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  15. Законодательное регулирование трехсторонних комиссий
  16. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  17. Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  18. Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  19. Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
  20. Статья ТКРФ 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
  21. Полномочия комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
  22. РТК (Российская трёхсторонняя комиссия)
  23. Источники

Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

В состав комиссии по регулированию СТО входят уполномоченные представители каждой из сторон.

Определение комиссии по регулированию. Состав комиссии

Чтобы обеспечить урегулирование отношений в социально-трудовой сфере, с целью проведения колпереговоров, разработки проектов колдоговоров или соглашений и их дальнейшего заключения, а также для выполнения контролирующей функции за их реализацией, по обоюдному решению сторон организовываются комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (СТО). Главной формой работы таких комиссий являются заседания.

Решения, которые принимаются в ходе их проведения, должны быть оформлены в виде протокола.

В состав комиссии по регулированию СТО входят уполномоченные представители каждой из сторон. Важно отличать представителей обеих сторон, входящих в состав, которые обладают правом принимать окончательное решение и от имени определенной стороны ставить подпись под утвержденным коллективным договором, и особ, которые включены в состав комиссии для участия в ее работе.

Полномочия последних определяют исполнительные властные структуры или структуры местного самоуправления, если это предусматривается на законодательном уровне, а также по соглашению сторон.

Виды комиссий

Комиссии по регулированию СТО подразделяются на несколько видов в зависимости от периода, на который они создаются. Выделяют комиссии:

  • действующие на постоянном основании;
  • те, которые создаются на срок, пока проводятся колпереговоры.

К первому виду относятся:

  • российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений;
  • трехсторонние структуры регионального уровня, которые создаются согласно законодательным актам субъектов России;
  • территориальные трехсторонние структуры, основой для создания которых являются региональные законы о соцпартнерстве.

Ко второму виду относятся комиссии, действующие на локальном уровне и отраслевые комиссии, которые чаще всего бывают двухсторонними. Однако деятельность отраслевых комиссий может приобретать постоянный характер, если они не только принимают участие в заключение соглашения, но и осуществляют контроль над его реализацией.

Протокол комиссии

Проводятся заседания комиссии не реже одного раза каждые 3 месяца согласно утвержденному плану работы, который формируется ее секретариатом на основании предложений, полученных от входящих в состав структуры членов. В перерывах между заседаниями используется такая форма работы, как консультации.

Допускается создание при комиссии рабочих групп, проведение заседаний которых также регламентируется планом работы, и результаты которых оформляются соответствующими протоколами. Данные протоколы подписывают руководители рабочих групп. В состав рабочих групп могут включаться эксперты и консультанты, которые не являются членами комиссии.

Любая сторона имеет полномочия для внесения предложения о проведении внеочередного заседания, результаты которого фиксируются в протоколе, и протокольные решения которого являются обязательными для выполнения.

Ответственным за ведение протоколов является секретарь комиссии. Кроме секретаря протоколы также подписываются координатором, который председательствует на заседаниях. Материалы, которые необходимы секретарю для оформления протокола направляются ему выступающими или членами соответствующей комиссии. Члены также наделены правом вносить коррективы и дополнения в протоколы и протокольные решения, подготовленные секретариатом.

[2]

Положения о функционировании комиссии по регулированию социально трудовых отношений являются документацией, определяющей правовое поле для основания комиссии, а также ее функционирования в области урегулирования СТО. Положение содержит следующие разделы:

  • способ и порядок формирования комиссии;
  • права и обязанности структуры и ее членов;
  • ее цели и задачи;
  • порядок, согласно которому принимаются решения по различным вопросам и др.

Функции трехсторонней комиссии по регулированию СТО

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений была создана как многофункциональный орган, который должен:

  • вести переговоры и готовить драфт генерального соглашения между объединениями общероссийского значения профсоюзов и работодателей и российским Правительством;
  • проводить консультации, темой которых является разработка проектов законодательных актов федерального значения и прочих нормативных документов в области социально-трудовых отношений, программ федерального значения в сфере труда, занятости, перемещения рабочей силы, соцобеспечения;
  • согласовывать и координировать позиции каждой из сторон по ключевым направлениям соцполитики.

Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

10 декабря 2012

10 декабря состоится очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на котором будут рассмотрены следующие вопросы:

Оцените материал

Опубликовано на сайте:

Другие мероприятия

20 декабря 2019

Международный форум «Семья в многонациональной России»

09 декабря 2019

Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда – 2019»

05 декабря 2019

V Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»

Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности» – 2019

Открытый отбор общественных представителей Агентства стратегических инициатив

Х практическая конференция «Охрана труда в России 2019: современное положение и предстоящие изменения»

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Законодательство предусматривает возможность образования специальных органов по ведению коллективных переговоров и заключению соответствующих коллективно-договорных актов – комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (далее по тексту – комиссии по регулированию СТО), включая трехсторонние. Рассмотрим в материале основные вопросы их создания и функционирования.

Что такое комиссии по регулированию

ТК РФ посвящает этим органам социального партнерства главу пятую.

В ст. 35 ТК РФ обозначены цели их создания – это обеспечение:

  • регулирования СТО;
  • ведения коллективных переговоров;
  • подготовки и заключения проектов колдоговоров и соглашений;
  • контроля за их выполнением на всех уровнях.

Главный принцип формирования рассматриваемых комиссий – создание их решением сторон на равноправной основе. Включают в себя они представителей каждой стороны, наделенных соответствующими полномочиями.

Входят в состав комиссии представители работников, работодателей и органов исполнительной власти или местного самоуправления (в случае если это прямо требуется законодательством или соглашением сторон).

При этом необходимо различать представителей работников и работодателей, во-первых, обладающих правом принятия окончательных решений и подписания от имени соответствующей стороны заключенного колдоговора/соглашения, и, во-вторых, лиц, лишь направленных для участия в составе комиссии (объем их полномочий определяется тем, кто направил).

Виды комиссий

Законодательство различает виды комиссий по регулированию СТО в зависимости от их уровня:

  • на федеральном уровне — Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее — РТК);
  • на уровне субъектов РФ – действуют на основании законов субъекта РФ;
  • на территориальном уровне – функционируют, основываясь на соответствующих актах, утверждаемых органами местного самоуправления;
  • на уровне отрасли (или сразу нескольких) возможно создание отраслевых/межотраслевых комиссий. При этом они могут образовываться на всех перечисленных выше уровнях партнерства;
  • на уровне организации (локальном) могут создаваться комиссии для ведения переговоров, подготовки и заключения колдоговора.

Постоянные и временные комиссии

Выше отмечены основные цели органов соцпартнерства — проведение коллективных переговоров и заключение колдоговоров и соглашений. Для их достижения создаются временные комиссии.

Но одним из назначений этих органов является также контроль за выполнением уже заключенных колдоговоров и соглашений, что требует функционирования комиссии на постоянной основе.

Так, РТК (в силу указания в ст. 35 ТК РФ) и региональные трехсторонние комиссии функционируют как постоянно действующие; тогда как отраслевые комиссии по ведению коллективных переговоров, а также создаваемые на локальном уровне комиссии обычно временные и действуют только в период ведения коллективных переговоров.

В последних случаях имеет значение усмотрение сторон партнерства.

Эта комиссия формируется и ведет свою деятельность согласно Федеральному закону от 01.05.1999 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Состоит РТК из представителей общероссийских объединений профсоюзов, а также объединившихся работодателей, Правительства РФ, которые составляют надлежащие стороны Комиссии.

Иные представители работодателей участие в работе РТК не принимают, поскольку законом оно не предусмотрено.

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

В случае возникновения конфликтных ситуаций в рамках рабочей деятельности, их урегулирование может проводить трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. При этом действовать подобные органы могут на различных уровнях, и отвечать за различные возможные ситуации. И знать об особенностях деятельности данных институтов стоит каждому – и трудящимся, и работодателям.

Читайте также  Бузова и Батрутдинов вместе будут вести новое шоу

Что такое трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Под трехсторонней комиссией в большинстве случаев подразумевается коллективный орган, который занимается решением различных споров, возникающих в рамках осуществления трудовой деятельности. Формирование и функционирование таких органов призвано эффективно защищать интересы каждого участника отношений трудового характера и обеспечивать наиболее всестороннее и беспристрастное расследование. Как можно понять из наименования таких комиссий, в них всегда участвуют три стороны:

[3]

  • Сторона работодателя. Работодатели в обязательном порядке активно участвуют в деятельности большинстве комиссий и всегда являются одной из сторон трудового спора. При этом участвовать может как работодатель лично, так и его доверенный представитель – в том числе как из числа работников предприятия, так и не являющийся его сотрудником.
  • Сторона работника. Интересы сотрудников в рамках спорных и конфликтных ситуаций могут защищать они сами, а также профсоюзные организации. При этом право работника на защиту своих интересов является неприкасаемым – если он хочет его осуществлять самостоятельно, то профсоюз не может делать это вместо него, сотрудник всегда имеет право быть участником любых касающихся его процессов.
  • Сторона государства. Так как и сторона работника, и сторона работодателя в первую очередь стремятся защитить свои собственные интересы, часто вне зависимости от фактических обстоятельств, то присутствие представителей исполнительной власти и контролирующих органов в составе комиссии призвано обеспечить беспристрастное рассмотрение ситуации в соответствии с требованиями законодательства.

Законодательное регулирование трехсторонних комиссий

Российское законодательство достаточно глубоко регулирует вопросы формирования рассматриваемых комиссий. В частности, для понимания правовых механизмов, соответственно которым функционируют подобные органы, нужно обратить внимание на следующие нормативно-правовые документы и их отдельные положения:

  • Ст.35 ТК РФ. Её положения являются основополагающими в определении деятельности трехсторонних комиссий в целом, и обеспечивают полноценное регулирование деятельности различных видов подобных органов для реализации социального партнерства.
  • ФЗ №92 от 01.05.1999. Данный закон регламентирует деятельность Российской трехсторонней комиссии, как одного из основных органов, обеспечивающих в РФ разработку и имплементацию различных нормативов, связанных с трудовыми взаимоотношениями.

Помимо вышеозначенных нормативов, также существует и ряд других документов, в которых рассматривается деятельность различных трехсторонних комиссий и может потребоваться их формирование или участие.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Основным органом, регулирующим социально-трудовые отношения, является Российская трехсторонняя комиссия (РТК). Деятельность этого органа регламентируется отдельным вышеозначенным федеральным законом №92 и предполагает участие его в решении большинства вопросов, касающихся разработки и внедрения нормативов общего трудового права в России на территории всех её субъектов. В РТК входят – Правительство РФ как представитель государства, а также представители объединения профсоюзов и объединения работодателей РФ, для обеспечения фактического участия сторон трудовых взаимоотношений через своих представителей в формировании трудового законодательства.

В сферу деятельности и ответственности РТК входит:

  • Разработка минимальных размеров оплаты труда.
  • Контроль нормативов отдыха сотрудников.
  • Внедрение различных ограничений в трудовой деятельности, например, по возрасту, состоянию здоровья и полу.
  • Разработка и контроль средств и механизмов охраны труда.

В региональных, территориальных или отраслевых трехсторонних комиссиях решаются аналогичные вопросы, однако на уровне соответствующих территорий, субъектов РФ или отраслей деятельности. Представители сторон в таких комиссиях также состоят из работодателей и профсоюзных организаций, ведущих свою деятельность на рассматриваемой территории или в рассматриваемой отрасли.

При этом все решения и имплементация региональных или отраслевых проектов также проводятся при решающем значении мнения соответствующих представителей государства – территориальных или региональных властей, либо представителей ведомств, курирующих определенные отрасли хозяйственной деятельности.

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Архив материалов с 20 мая 2012 года по 14 июня 2018 года

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Актуальная информация о текущей деятельности Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доступна по ссылке.

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Основными задачами Комиссии, в том числе, являются:

  • ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
  • проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
  • изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

08 октября 2012

8 октября состоится очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На нем будут рассмотрены следующие вопросы:

Справочно:

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ. Основными задачами комиссии являются ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне. В компетенцию комиссии также входит проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов государства в этой области, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения и другие задачи, связанные с регулированием социально-трудовых отношений.

Статья ТКРФ 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Комментарий к статье 35

1. Законодательство не содержит определения понятия «орган социального партнерства». Не анализировалось оно до настоящего времени и юридической наукой.

Признавая условность данного понятия, к органам социального партнерства следует относить все постоянно действующие органы, состоящие из представителей сторон социального партнерства как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Именно работа органов социального партнерства позволяет обеспечить непрерывное функционирование системы социального партнерства.

Органы социального партнерства можно подразделить на органы общей компетенции и специализированные органы.

Органами социального партнерства общей компетенции являются трехсторонние или двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, общие правила деятельности которых предусмотрены в комментируемой главе.

К специализированным органам социального партнерства относятся:

А) координационные комитеты содействия занятости населения;

Б) комитеты (комиссии) по охране труда (см. ст. 218 ТК и комментарий к ней);

В) комиссии по трудовым спорам (см. ст. 384 ТК и комментарий к ней).

2. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть созданы на всех уровнях социального партнерства. Комментируемая статья предусматривает создание следующих видов комиссий: а) Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений; б) региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; в) отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (российские, межрегиональные, региональные или территориальные); г) территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; д) комиссии, создаваемые на локальном уровне для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Комментируемая статья не предусматривает создания комиссии на межрегиональном уровне социального партнерства. Это, однако, не означает, что создание межрегиональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений невозможно. Представители сторон социального партнерства на основании ч. 1 ст. 82 вправе принять решение о создании такой комиссии для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта межрегионального соглашения и организации контроля за его выполнением.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений образуются по решению сторон социального партнерства. Каждая из сторон, образовавших комиссию, направляет в ее состав равное количество представителей. Представители сторон в комиссии должны быть наделены полномочиями на принятие решений, отнесенных к компетенции соответствующей комиссии.

Комиссии действуют на основе общих принципов социального партнерства. О принципах социального партнерства см. ст. 24 ТК и комментарий к ней.

3. Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяется Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Данная комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии.

Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить в состав соответствующей стороны комиссии одного представителя. В пределах установленной численности представителей общероссийские объединения профессиональных союзов вправе увеличивать число представителей в комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза. Общероссийские объединения работодателей могут увеличивать число представителей в комиссии по согласованию с другими членами своей стороны. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Читайте также  Были анонимно названы предварительные результаты проверки голосования

Основными целями Российской трехсторонней комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Основными задачами Комиссии являются: ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ; содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне; проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения; согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики; распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии.

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом комиссии.

4. Региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах РФ начали создаваться в 1990-х гг. на основе паритетного участия представителей сторон социального партнерства. В дальнейшем их деятельность стала регулироваться положениями о комиссиях, утверждаемыми главами исполнительной власти субъекта РФ, а впоследствии и законами субъектов РФ. На настоящий момент регулирование деятельности региональных трехсторонних комиссий может осуществляться законами субъектов РФ и решениями самой комиссии.

Далеко не во всех субъектах РФ приняты специальные законы о региональных трехсторонних комиссиях. Вместе с тем в ряде субъектов РФ продолжают действовать законы, регулирующие весь комплекс отношений социального партнерства. В частности, соответствующие законы определяют состав региональной трехсторонней комиссии, порядок формирования, полномочия, основы организации ее работы. И хотя определение основ социального партнерства, порядка ведения коллективных переговоров отнесено к ведению федеральных органов государственной власти (см. ст. 6 ТК и комментарий к ней), законы субъектов РФ о социальном партнерстве в части, определяющей основы деятельности региональных и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, не утрачивают юридической силы.

5. На уровне муниципального образования может образовываться самостоятельная территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Ее деятельность определяется законами субъектов РФ, а также положением о комиссии, утверждаемым представительным органом местного самоуправления.

6. На уровне отрасли (группы отраслей) могут быть созданы отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура деятельности данной комиссии определяется сторонами социального партнерства, образовавшими соответствующую комиссию, на основании принципов социального партнерства и положений ч. 1 комментируемой статьи.

Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут быть образованы на всех уровнях социального партнерства, за исключением локального уровня. На практике создание отраслевых органов социального партнерства осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном (субъекта РФ).

7. На локальном уровне может быть образована комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения, а также организации контроля за его выполнением. Процедура деятельности соответствующей комиссии также определяется сторонами социального партнерства, образовавшими соответствующую комиссию, на основании принципов социального партнерства и положений ч. 1 комментируемой статьи.

  • YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

8. Комиссии, образуемые по территориальному принципу, а именно российская, региональная (субъекта РФ), территориальная, всегда являются трехсторонними. Они состоят из представителей работников, работодателей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут быть как двусторонними, так и трехсторонними. На отраслевом уровне комиссии на трехсторонней основе, как правило, создаются в тех случаях, когда в коллективных переговорах со стороны работодателей участвуют организации, финансируемые из соответствующего бюджета.

Межрегиональные комиссии на практике являются трехсторонними, но могут быть и двусторонними.

Комиссии, создаваемые на локальном уровне, всегда являются двусторонними.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Полномочия комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Полномочия РТК связаны с осуществлением деятельности в нескольких направлениях. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» ФЗ от 01.05.1999г №92 «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»; можно выделить несколько видов полномочий, связанных с основными направлениями деятельности РТК.

1. Информационные полномочия РТК, которые заключаются в том, что члены РТК вправе получать от компетентных органов информацию, которая необходима для ведения коллективных переговоров. Данные полномочия связаны с ведением коллективных переговоров и разработкой проекта генерального соглашения.

2. Совещательные полномочия РТК. Данная группа полномочий связана с участием РТК в разработке и обсуждении нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере труда. Данные полномочия позволяют РТК высказать свое мнение по поводу указанных актов. Однако эти полномочия РТК носят совещательный характер. В силу чего учет мнения РТК органом, полномочным принимать названные нормативные акты, не является обязательным. Члены РТК могут обжаловать такие акты, если считают, что содержащиеся в них положения противоречат вышестоящим по юридической силе нормативным правовым актам.

3. Правотворческие полномочия РТК. Данные полномочия связаны с непосредственным участием РТК в разработке нормативных правовых актов в сфере труда. Например, в ч. 3 ст. 265 ТК РФ сказано о том, что «перечень работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, определяется Правительством РФ» Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012), «Российская газета», N 256, 31.12.2001. с учетом мнения РТК. Такие полномочия РТК являются правотворческими. Поэтому РТК вправе требовать от органа, принимающего акт, который должен быть разработан с учетом мнения РТК, признания необоснованным отказа от учета мнения РТК. В этом случае проверяется не только соответствие принятого акта вышестоящему по юридической силе законодательству, но и обоснованность отказа полномочного государственного органа от учета мнения РТК по поводу нормативного правового акта, который в соответствии с законодательством принимается с учетом мнения РТК.

4. Контрольные полномочия РТК, которые связаны с деятельностью по контролю за исполнением принимаемых РТК решений. Реализация этих полномочий происходит путем принятия мер, направленных на обеспечение исполнения решений РТК.

4. Деятельность комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Деятельность РТК в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об обеспечении деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 5 ноября 1999 года обеспечивается Аппаратом Правительства РФ. Постановление Правительства РФ от 05.11.1999 N 1229 (ред. от 22.06.2004) «О Порядке обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

Со стороны Правительства РФ указом Президента РФ назначается координатор, который не является членом РТК, но ведет ее заседания.

Каждая из сторон РТК определяет своего координатора, который призван координировать деятельность стороны.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» решение РТК считается принятым, если за него проголосовала каждая из сторон РТК. То есть для принятия решения РТК необходимо, чтобы большинство представителей стороны работников, большинство представителей стороны работодателей, большинство членов РТК от Правительства РФ проголосовали за ее решение. Только после этого решение считается принятым. Члены РТК, которые не согласны с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания РТК.

Принятые РТК решения могут быть обжалованы в установленном порядке. В частности, решения по реализации правотворческих полномочий могут быть обжалованы заинтересованными лицами в Верховный Суд РФ, если они считают, что мнение РТК является необоснованным и (или) противоречит действующему законодательству. Признание судом мнения РТК необоснованным или незаконным позволяет полномочному органу принять нормативный правовой акт без учета данного мнения. Другие решения РТК могут быть обжалованы в том случае, если они нарушают права и свободы конкретных лиц.

В работе региональных и местных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений также могут быть использованы принципы деятельности РТК.

Российская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) разрабатывает генеральное соглашение. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение подписывают полномочные представители объединений работников, работодателей, Правительства РФ, являющиеся членами РТК. В связи с изложенным на момент заключения генерального соглашения его сторонами являются общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, входящие в состав стороны РТК, а также Правительство РФ. Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И. М.: Упр. персоналом, 2005.-1149с.

Региональные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заключают региональные соглашения. Такие комиссии действуют на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации.

[1]

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заключают территориальные соглашения.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может быть заключено на федеральном, региональном и местном уровнях.

Читайте также  Легендарный аромат CK Euphoria

На региональном уровне также могут быть созданы отраслевые (межотраслевые) комиссии по заключению соглашений. В состав таких комиссий входят отраслевые (межотраслевые) объединения работников и работодателей регионального уровня, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие управление соответствующей отраслью или отраслями. На местном уровне также могут быть созданы отраслевые (межотраслевые) комиссии по заключению отраслевых (межотраслевых) соглашений, в состав которых входят отраслевые (межотраслевые) объединения работников и работодателей местного уровня, а также отраслевое (межотраслевое) подразделение органа местного самоуправления.

На локальном уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Кязимов К.Г. Социальное партнерство: Теория и практика.

В ч. 4 ст. 35 ТК РФ предусмотрена возможность создания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на местном уровне. Деятельность таких комиссий осуществляется в соответствии с федеральным, региональным законодательством. Положение об этих комиссиях утверждается представительными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 ТК РФ на федеральном, региональном уровне могут быть созданы отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, они в своей деятельности также должны руководствоваться федеральным и региональным законодательством.

РТК (Российская трёхсторонняя комиссия)

Фото: Николай Федоров/»Солидарность»

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (абр. РТК)

Регулярный государственный орган федерального уровня, стоящий во главе системы социального партнерства, т.е. взаимоотношений трех сторон: правительства, общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей. Действует на основании федерального закона от 01.05.99 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

На заседаниях данной комиссии рассматриваются, обсуждаются и утверждаются все федеральные законопроекты имеющие социальное значение.

Участники

Все стороны РТК представлены равными группами по 30 человек в каждой. В данные группы, соответственно входят представители каждой из сторон-партнеров: правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.

Принципы формирования

Главными принципами формирования РТК являются:

— добровольность участия сторон в деятельности Комиссии

— самостоятельность и независимость сторон при определении состава представительств;

Представительства общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и правительства страны формируются ими самостоятельно в соответствии с законодательством РФ, регулирующим их деятельность, настоящим Федеральным законом и уставами соответствующих объединений.

При этом, каждое общероссийское объединение профсоюзов или работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного или более (по согласованию с другими членами своей стороны) представителя в состав представительства. Профсоюзы, так же, могут увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза, но, опять же, не выходя за пределы установленной численности представителей.

Утверждение и замена представителей сторон профсоюзов и работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов этих объединений, а утверждение и замена представителей правительства происходит в соответствии с его распоряжениями.

Спорные вопросы, касающиеся представительства общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии могут быть решены на совещаниях или в суде.

Основные цели работы:

— регулирование социально-трудовых отношений

— согласование интересов всех сторон данной комиссии

Основные задачи:

1.Ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между сторонами социального партнерства;

2.Содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

3.Консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативно- правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда и занятости населения, трудовых мигрантов, социального обеспечения и.т.п.;

4.Согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

5.Рассмотрение (по инициативе сторон) вопросов, возникающих в ходе выполнения генерального соглашения;

6.Распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, региональных и прочих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности комиссии;

7. Изучение международного опыта, участие в зарубежных мероприятиях по теме социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам ратификации и применения международных трудовых норм.

РТК имеет право:

— Проводить с федеральными органами государственной власти (в согласованном порядке) консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;

— Разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти (в согласованном порядке) предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных актов РФ в области социально-трудовых отношений;

— Согласовывать интересы общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта генерального соглашения, реализации генерального соглашения, а так же при выполнении решений данной комиссией;

— Осуществлять взаимодействие с отраслевыми, региональными и прочими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, а так же иных документов, регулирующих социально-трудовые отношения и реализацию указанных соглашений;

— Запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и о коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и прочих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

— Осуществлять контроль за выполнением своих решений;

— Получать от федеральных органов исполнительной власти (в установленном Правительством РФ порядке) информацию о социально-экономическом положении в РФ (в субъектах РФ), необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, а так же проектов нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, организации контроля за выполнением генерального соглашения и актов;

— Участвовать (по согласованию с Правительством РФ) в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, (по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального собрания РФ) в предварительном рассмотрении законопроектов и подготовке их к рассмотрению в Государственной думе Федерального собрания РФ;

— Участвовать, по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти, в их заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся социально-трудовых отношений;

— Приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами данной комиссии, а также ученых и специалистов, представителей прочих организаций;

— Создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

— Участвовать в проведении общероссийских межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства.

Принятие решений

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. При этом, члены комиссии, не согласные с данным решением, вправе требовать занесения их мнения в протокол заседания РТК.

данным решением, вправе требовать занесения их мнения в протокол заседания комиссии.

Координаторы

Существует должность координатора РТК, назначение на которую производится Президентом РФ. Координатор не является членом РТК, не имеет права вмешиваться в деятельность сторон комиссии и не принимает участия в голосовании.

Существуют, так же, должности координаторов сторон, организующих деятельность каждой из них. Координаторы со стороны профсоюзов и работодателей избираются или своими сторонами, а координатор от правительства, назначается правительством РФ.

На данный момент координатором сторон являются: от правительства вице-премьер РФ Ольга Голодец, от профсоюзов председатель ФНПР Михаил Шмаков, от работодателей – президент РСПП Александр Шохин.

Рабочие группы

№1 Рабочая группа в области экономической политики;

№2 Рабочая группа по доходам, заработной плате и уровню жизни населения;

№3 Рабочая группа по развитию рынка труда и гарантиям занятости населения;

№4 Рабочая группа по социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы;

№5 Рабочая группа по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности;

№6 Рабочая группа в области социально-экономических проблем северных регионов России;

  • YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

№7 Рабочая группа по социальному партнерству и координации действий сторон соглашения.

Источники

  1. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
  2. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
  3. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
  4. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  5. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношенийОценка 5 проголосовавших: 1 Владимир Солодовников

Опытный юрист с 10 летним стажем.

Образование: ЗСФ РГУП – Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия(г. Томск).

Место работы: частная компания в г. Санкт-Петербург.

Источник: zolotaya-zvezda.ru

Полная жизнь