В любой период отрицательные черты советской действительности было опасно критиковать. Но, был один человек, который делал этот так интеллигентно и смешно, что даже первые лица государства ухохатывались, от его очередной репризы. Этим человеком был Аркадий Райкин.
Примечательно, что такого большого юмористического таланта могло и не появиться. Когда в четырнадцать лет отец Райкина увидел, как его сын у зеркала примеряет на себя костюм клоуна – избил его ремнем со словами – «Еврей никогда не будет клоуном».
Сын его не послушал и поступил в Ленинградский техникум сценических искусств. Кроме учебы, он берёт дополнительные уроки у комика Савоярова, которого в 1910-х называли король юмора.
Первые его номера о носились к мимическо-танцевальному жанру, номера отыгрываются, как в немом кино без слов и напоминали по стилю выступления Чарли Чаплина. Именно с номерами «Мишка» и «Чаплин», он обретает успех в 1939 году, на первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.
Принимается в состав Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Во время Великой отечественной войны выступает для солдат, часто с риском для жизни. Был за это удостоен наград: орден Отечественной войны второй степени и медаль «За оборону Кавказа».
После войны, вместе с писателем-сатириком Поляковым создает несколько спектаклей: «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Райкин оттачивает и доводит до совершенства искусство смены лиц. С помощью резиновых масок, он меняет образы практически мгновенно.
Его слава растет. Однажды он должен был выступать на концерте, по случаю юбилея Иосифа Сталина. По вине организаторов артиста не успевают привезти на концерт, но Сталин очень хотел увидеть популярного комика, и тогда его привозят прямиком на банкет.
По воспоминаниям самого Райкина, ему пришлось выступать в двух метрах от стола, с горами спиртного, за которым сидели Стали, Хрущев, Молотов. Он выдает отличное выступление, и Иосиф Виссарионович приглашает его за свой стол. За столом Райкин так волнуется, что не съедает и крохи и слушает пьяные и подобострастные речи в адрес Вождя.
После Сталин оставляет на программке автограф и пишет Райкину: «Благодарю за доставленное удовольствие».
Кроме Советского союза, часто выезжает за границу. Гастролирует в Польше, ГДР, Чехословакии, Англии.
В 1962 году он приглашает в свой театр одесских комиков – Карцева, Жванецкого и Ильченко. Они создают материал для нескольких спектаклей и еще сильнее увеличивают популярность театра Аркадия Райкина. Концертную программу «Светофор» народ разбирает на цитаты.
Но как руководитель театра Райкин оказывается ревнивцем и тираном, считающий, что всегда в центре внимания должен быть он, и только его мнение правильное. Это приводит к конфликту с одесской троицей. Карцев, Жванецкий и Ильченко уходят из театра Райкина и начинают самостоятельную карьеру.
Сам Аркадий Исакович комментирует конфликт просто: «Гарнир разбушевался». Более развернутый ответ дает Жванецкий: «…я знаю только команду театра миниатюр, под руководством Аркадия Райкина… это действительно команда. Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок и все ему подавали мячи. Потому что он был кровопийца и тиран как художественный руководитель. Он не терпел, если кто-то играл, и кто-то забивал. То есть играть — играй, но не забивай. Ты играй на меня, а я буду забивать, я знаю, как это делать».
После ухода авторов, Райкин предпочитает делать вид, что их нет вовсе. В своих номерах театр высмеивает пороки советского общества: пьянство, дефицит, самодурство начальствующих и многое другое. Это очень сильно отличало его творчество от других исполнителей того времени.
Но не все люди оценивали его юмор адекватно: после спектакля Райкин часто получал записки с угрозами, в которых ему писали, в том числе с использованием нецензурной брани «Как ты жид поганый, можешь высмеивать нас, русских». Все записки Райкин читает и принимает близко к сердцу, но репертуар театра не меняет.
В 1970 году СССР празднует столетие Владимира Ильича Ленина. Всем театрам страны дают задание поставить спектакль, посвященный этому. Райкин, в отличии от многих представителей творческой интеллигенции, верит в идеи Ленина. А причины отрицательных явлений в стране видит также в том, что от его идей отмахнулись или извратили. Именно на этой идеи и строится спектакль, показываемый в Москве, но властям он видится крамольным, и опасным для советского общества. Особенно смущает всех фраза «Мы не рабы, рабы не мы», повторяющаяся рефреном на протяжении всего действа. Как итог, Райкину дают доиграть заявленные 6 спектаклей, после чего он должен уехать из Москвы и больше никогда там не выступать.
Одновременно с этим ухудшаются отношения с Ленинградским горкомом партии. Новый руководитель Ленинграда Романов, кажется, испытывает личную неприязнь к артисту и всеми силами пытается свести на нет деятельность театра в Ленинграде.
В 1982 году Романов добивается закрытия театра. Снова продолжить творческую работу Райкину помогает личное знакомство с Брежневым. Райкин выступал на фронте во время Великой отечественной войны, одним из его постоянных слушателей был, воевавший тогда, Брежнев, который считал его за это своим однополчанином.
Как рассказывал сам Райкин, Находясь в кремле, он подошел к двум знакомым членам политбюро, которые собирались ехать на день рождения генсека. Райкин попросился с ними и на дне рождении выступил перед Брежневым. Генсек был в восторге от того, что перед ним приехал выступить его любимый артист.
После выступления, Райкин рассказывает о том, что ему негде выступать. Брежнев, на глазах у всех, взял телефон и позвонил первому секретарю горкома партии Москвы: «Есть идея перенести театр Райкина в Москву. Я – за, ты тоже». Таким образом, проблема была решена. Им во владение передается здание бывшего кинотеатра «Ташкент».
После этого труппа переезжает в Москву, театр переименуется в Государственный театр миниатюр. Здесь Райкин успешно и выступает до самой смерти в 1987 году. После смерти Райкина, театр возглавляет его сын Константин. Театр сначала получает название «Сатирикон», а в 1992 году театр называют именем Аркадия Райкина.
Когда Райкин умер, власти боялись, что проводить его соберется такая же толпа, как и на похоронах Высоцкого, поэтому о смерти артиста сообщили только через 4 дня. Поэтому на панихиде присутствовали только самые близкие к актеру люди, а также случайные прохожие, узнавшие, что в театре проходят панихида по Райкину.
Выступавший на похоронах актер Владимир Ефремов и сказал фразу, охарактеризовавшую всё творчество Константина Райкина: «Он был символом гласности, в эпоху безгласности.
Был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с женой. Поклонники его таланта приносят цветы к его могиле до сих пор.
Источник: